добавить в избранное написать мне
:: АЛЬБОМЫ

ХОСТИНГ

NooNet


 
:: ИНТЕРВЬЮ
 
*специально для ТРК РиФ и Музыкальной Газеты ПроРок
дмитрий четвергов Дмитрий Четвергов
интервью от 28 марта 2005 года
стр. 1, 2, 3
   Евгений Гаврилов: - В качестве базовой площадки для молодых гитаристов вы рекомендовали занятия классической гитарой. С чем это связано?
   Дмитрий Четвергов: - Для гитариста вообще любой классический инструмент, а также знание классики и культуры в целом в дальнейшем помогает, чем бы он ни занимался. Будет ли он сессионным, рок-, поп-гитаристом - всё равно. Это всегда основа. Хорошая база всегда пригодится, а потом, что это за гитарист, который не сможет саккомпанировать романс или элементарный дворовый чёс сыграть. Есть многие гитаристы, которые знают хорошо классическую культуру, но трёх элементарных аккордов не могут связать.
Я считаю, что любой опыт, тем более начинающему гитаристу, музыканту, необходим. Нужно знать азы. Учение стоит того, хотя, может, это покажется кому-то и искусственно. Честно говоря, я ноты ненавидел. Нужно было сидеть, подбирать, разбирать, понимать, что хотел сказать автор. Как может молодой маленький музыкант понять, что хотел сказать маститый композитор или гитарист? Фортепиано - ясно, понятно, нота берётся только в одном месте. На гитаре одну ноту можно взять в совершенно разных местах, в зависимости от аппликатуры и определённым пальцем, так как потом неудобно будет брать что-либо.
Но есть масса примеров гитаристов-самоучек, особенно в роке и народном жанре (рэгги или какие-то молодёжные движения). Там, может быть, это и не нужно в принципе. Но для музыканта, если музыка для него не сиюминутное явление, не мода, если он хочет ей посвятить жизнь, ему нужно знать основы, классическую гитару.
А если он будет знать ещё и фортепиано, то это будет для него полезно вдвойне, так как он будет делать впоследствии аранжировки, получив образование. В том-то и проблема в России - слабая база, а если и есть, то она для классических гитаристов.
Вот, скажем, ко мне приходят ребята или люди, которые занимались у педагогов, и выясняется, что многих вещей им просто не давали. Они даже понятия не имеют, что такое свободная ритмика, свободное мышление, что такое фанковый чёс, как сыграть рваную ритмику на ритм-гитаре. Они привыкли, их учили педагоги другому, школа у нас однобокая.
Классика - значит, надо учить по каким-то канонам. Честно говоря, перевернул бы всю школу. Я бы давал только основы: изучение нотной грамоты и пр. Для того чтобы гитаристу было интересно, я бы перемешивал занятия так, чтобы они могли взять любую литературу, любое цифровое обозначение и сыграть, саккомпанировать песню. Это же интересно молодым!
А их учат в школе, скажем, не стучать ногой. Нужно в себе развивать координацию движения, когда играется рваный чёс, оставаясь в ритме. Они не врубаются в это. Если перед ними стоят ноты - они играют, ноты убирают - ничего сыграть не могут. Не имеют вообще понятия, что такое свободная ритмика.
В западных школах, понятно, с кровью и молоком матери впитывает ритмику определённой народности, например Испании или Латинской Америки. Они уже с детства наслушались этой рваной синкопированной ритмики. А музыканты нашей полосы об этом понятия не имеют.

вверх

   Е.Г. - Дмитрий, как на вас в творческом и техническом плане повлияли занятия фортепиано? Развивает ли оно какие-либо качества у гитариста?
   Д.Ч. - Обязательно. Во-первых, для гитариста, который занимается аранжировкой, это серьезное подспорье. Не секрет, что можно в домашних условиях сделать серьёзную демо-запись. В обычной музыкальной школе есть общее фортепиано как обязательный предмет - для всех музыкантов. Если музыкант таковым является, в первую очередь, он должен знать фортепиано.
Это основа для сольфеджио, для понятия гармонии. Гитарист порой совершенно тупо запоминает аппликатуру на гитаре, не понимая вообще, что происходит с аккордами, как они строятся. Это обязательно необходимо знать. Во-первых, это нужно, а во-вторых, интересно.

вверх

   Е.Г. - Но вы же сказали, что необходимым предметом в детстве было сольфеджио...
   Д.Ч. - А потому что школа не была правильной. Я только музыкой начал серьёзно заниматься, когда услышал "Битлз", "Роллинг Стоунз", "Дип Перпл", "Лед Зеппелин" и прочее. А что мы могли слышать? Не умеют у нас подать, сделать так, чтобы было интересно.
Например, я помню, как нам преподавали английский. Было так неинтересно, что на него никто не хотел ходить. Когда учился последний год, у нас появилась учительница, которая стала преподавать английский так: она приносила записи "Битлз", и по ним мы учили язык. В то время это было явление буржуазной культуры. Но это же мировая культура. И нам стало интересно, все начали тянуться к учёбе.
То же самое и в музыке. Если пичкать Бахом, хотя я считаю, что это основа музыки, безусловно, бесконечно заставлять играть скучные "Инвенции" молодых пацанов, совершенно не чередуя их с какой-то эстрадой, то это вызывает только отторжение. Нужно давать и эстраду, открывать глаза, как делается музыка, как можно подобрать музыку, а не просто играть с листа, понимать её, в конце концов.
Всё должно находиться в общей гармонии, весь учебный процесс. Не должно быть однобоко, не долбёжка нужна, а всё через интерес показывать. Знание основ классики. А сольфеджио?.. Оно само собой придёт, если мальчишка и девчонка хотят научиться "снимать" какие-то песни, мелодии. Им по-любому придётся развивать свой слух. А сольфеджио - это первый и единственный возможный предмет, который развивает слух. Жизнь заставит. Тебе интересно, и ты начинаешь "копать".
Учебный процесс нужно построить через какую-то игру. Можно привлекать и звукозаписывающую компьютерную технику, чтобы мальчишки и девчонки не просто учились, а ещё могли себя записывать, анализировать, как они играют. Использовать какие-то обучающие компьютерные программы. Будет гораздо интереснее и полезнее.

вверх

   Е.Г. - Дмитрий, а вы садитесь за клавиши сейчас?
   Д.Ч. - Обязательно. Много музыки сочиняю изначально как клавишник. Раньше во многих командах я начинал играть на клавишах. Был басистом и клавишником. Если музыкант таковым является и называется, он должен играть на всех инструментах. В принципе, знать все. Что сложного в том, чтобы гитарист взял бас-гитару? То же самое, только понять, набить пальцы и руку. Чтобы писать или делать какие-то "демо", никому не повредит игра на бас-гитаре. Только польза. Скажем, взять мультиинструменталиста Ленни Кравитца. Он играет на всех инструментах и записывает всё сам. Замечательно слушается.
Я в общем-то сам всё делаю, все аранжировки. Вот сейчас должен скоро выйти мой новый альбом. Тяжело, конечно. Проще было бы иметь группу, но нет её. Что делать? Садишься и всё делаешь сам. Если музыкант захочет делать свою музыку, аранжировки, то ему всё пригодится. И знание клавишей обязательно.

вверх

стр. 1, 2, 3
:: ПОДПИСКА
Хотите получать музыкальные новости? Подпишитесь на почтовую рассылку:
   :: Рекомендовано
ПроРок'ом
   :: О ГАЗЕТЕ
книга отзывов и предложений VIP - персон
   :: ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
помощь
help Словарь терминов