добавить в избранное написать мне
:: АЛЬБОМЫ
ХОСТИНГ

NooNet


 
:: ИНТЕРВЬЮ
 
*специально для ТРК РиФ и Интернет-Издания ПроРок
зинчук Виктор Зинчук
интервью от 20 марта 2007 года
стр. 1, 2, 3
   Евгений Гаврилов: - Виктор Иванович, совсем недавно в продаже появился ваш первый DVD-альбом. Какие сложности были в его написании и почему только первый? Почему вы решили сделать его акустическим?
   Виктор Зинчук: - Как ни странно - да, у меня уже, наверное, пять-шесть дисков, не считая пиратских, но записи на DVD никакой не было. Видимо, не придавал этому большого значения. Была "Видеошкола. Мастер-класс Виктора Зинчука", которая сейчас с успехом тиражируется, популярна. О ней многие знают: она в Интернете и разных магазинах продаётся. Обратная сторона, конечно, грустная: ничего от этого не получаю. Но я сформировался ещё в советское время и ко многому отношусь альтруистически. Главное, чтобы был материал, чтобы отдать. А что вернётся, и что вернётся потом - не столь главное, важное. Сейчас понимаю, что, может, совершал какие-то ошибки, но тогда делал это потому, что просто должен был сделать, ведомый чувством долга. Нельзя останавливаться и говорить, что всё сделал - не могу. Были видеоклипы и немало. А вот DVD - первый.

На самом деле у меня были съёмки концерта. Не знаю, где это сейчас. Думаю, что его придерживают. Снимался у нас концерт в Театре эстрады, в котором принимал ещё участие Сергей Рыжов - басист группы "Динамик" Кузьмина и многие другие музыканты. Ансамбль кельтской музыки "Жители холмов" с волынкой ходили по залу, было много интересного, был сплав. Концерт примечательный был снят. Но тогда была "перестройка" и переход из одного качества в другое. Концерт не смонтирован, утерян. Но где-то он есть. Хорошо бы его найти. Думаю, он объявится. Но предчувствие, что объявится через много-много лет, а может быть и десятилетий, когда его можно будет продать за страшные деньги. Кто-то его просто придерживает.

К тому же часто бываю в других городах, многие снимают. Какие-то телевидения, какие-то отдельные концертные номера. Но хочется заниматься этим самому. И, конечно же, концерты на DVD появятся позже.

А предыстория диска такова. Администрация Театра эстрады совершенно по прозаичным причинам запретила снимать мои два концерта, которые там проходили. Вышло так, что съёмочная группа пошла навстречу, потому что деньги были заплачены, и мы решили снимать не большой концерт со скрипками и музыкантами, а хоть что-то в небольшом клубе.

Мы хотели снимать весь концерт, но вышло так, что он был бы очень большой и во многих вещах с электрогитарой. Что касается электрогитары, то просто был бы брак со звуком. Концерт у меня большой, и из него можно было выбрать только акустические вещи. Получилось даже интереснее. Просто так ничего не бывает. Значит, это должно было случиться. А большой концерт - ещё есть время. Он отличается от предыдущих тем, что не играю там то, что вошло в диски, а играем много музыки, которая нигде не записана. DVD сам по себе интересен и самодостаточен. Плюс уютненький.

Сейчас думаю об юбилее. Мне скоро 50 лет, и что-то будет. Хотя не уверен. Как правило, юбилейные концерты связаны с большим количеством гостей, а чтобы показать всё своё - не удаётся.

Мне очень много пишут, присылают диски, проводим конкурсы… Недавно гитару разыгрывали Fender Stratocaster и ещё какие-то поощрительные призы.

Люди пишут для "Школы…" пожелания. Всем нравится - это приятно. Это система караоке, когда можно играть с минусовыми фонограммами. Это был первый опыт, и многие просят его продолжать. Чтобы стиль был кантри или кельтский. Ну что?.. Может быть, сделаю.

Просто я работал три месяца над монтажом - дело специфическое, а киношники, люди, которые снимали, не знают специфики гитары. Приходилось сидеть самому, и это работа чудовищная, трудоёмкая, на честных началах. Если что-то изменится и в следующий раз найду в себе силы, то, может быть, и продолжу. У меня даже язва желудка началась, потому так работа сложная, нервная, и на монтаже сидел более трёх месяцев, выполнял не свою работу. Но я привык так: главное, чтобы продукт был хороший.

Пока самое главное - сольные концерты.

вверх

   Е.Г. - Если говорить о юбилейных концертах, то на DVD очень удачно был снят концерт "Автографа"…
   Виктор Зинчук: - Вы знаете, я в отличие от "Автографа" могу сказать о себе вот что. "Автограф" собирался коллективом ради этого юбилейного концерта, и постоянной концертной деятельности он не ведёт. Ситковецкий не ездит на гастроли, он очень успешный бизнесмен, занимается поставкой инструментов в фирмы "Музторг", "Антрейд", яхтами и гитарами. Я, слава богу, занимаюсь концертной деятельностью, езжу много по стране. В прошлом, позапрошлом году городов сто объездил, не меньше. Южно-Сахалинск, Владивосток, Находка, Чита, Улан-Удэ, Питер и другие города. Был в Белоруссии. В апреле у нас опять тур - в Иркутск, Ангарск, Красноярск, Омск, Томск, Кемерово, Таллин, Прибалтика, Рига, Калиниград. Только вчера встретился на съемках на ТВ с Андреем Разиным. Мы вспоминали начало "Ласкового мая". Он сказал, что был в Белоруссии и там меня любят и знают.

Да, знают повсюду и знают не потому, что на DVD или в клипах, а потому что были на концертах. А это уже колоссально, этих людей не обманешь монтажом. Экран поглощает энергию - есть один недостаток. Всё становится красиво, причёсано, но это иное. Потому что многие музыканты в клипах выглядят более приглядно, нежели на сцене.

Я - сценический человек, люблю это, обожаю всех людей, которые приходят на концерты. Искренне это говорю, потому что на концерты собираются люди, которые любят ту музыку, которую люблю я. А если мы все влюблены в одно и то же, то всех объединяет это чувство преклонения, любви, единения, благородства. Замечали, что с моих концертов люди уходят немного другие, с другими глазами. Приходят и слушают.

Гармония, содержащаяся в классике, - сейчас это уже научно доказанный факт -благотворно влияет на структуру воды, из которой мы состоим, изменяя её подобно молитвам разных конфессий. Не случайно и в Древней Греции знали об этом и преподавали в школе не математику и литературу в первую очередь, а именно музыку. Все великолепно музицировали. Бах - не просто так появился. Тогда все были ужасно музыкальными. Каждый день в школе начинался с совместного музицирования, как ни странно. И Бах не был единичным гением, который резко отличался от всех и опередил своё столетие. Конечно, он гением был, но, тем не менее, в его классе, где он учился, в его городе это было традицией. Все школьники играли на музыкальных инструментах, замечательно пели. Он родился в благоприятной среде.

И мы имеем тому подтверждение на концертах. Даже если играем в обработках "Лунную сонату", "Полонез" Огинского, ирландскую музыку, свою, которая тоже основана на классической гармонии с добавленной экспрессией гитары и не только электрогитары, а акустической. Тут важен опыт аранжировщика и не одно десятилетие концертной деятельности.

Музыка, действительно, оказывает влияние не только физическое, физиологическое, выстраивает иначе клетки - на уровне подсознания, мурашки, энергетика, но люди испытывают ни с чем не сравнимые чувства. И я тоже. Поэтому концерт не могу давать каждый день. Это тяжело, но приятно. Мне после концерта очень хорошо.

вверх

   Е.Г. - Любое ваше интервью, включая и сайт, предваряется "Книгой рекордов Гиннеса". Поздравляю вас с новым мировым рекордом - 17 секунд. Чья это была идея - вновь побить рекорд?
   Виктор Зинчук: - Очень всё прозаично. И поверьте мне, я сделал это как-то шутя. Случайно сложились так обстоятельства.

Дело в том, что есть у нас филиал "Книги рекордов Гиннеса", и они зарегистрировали этот рекорд. Мне позвонили оттуда и предложили. Прошло три года с тех пор, как родилась эта идея, а мы не знали, как зафиксировать точно - на видеокамере медленно прокручивать?

Когда я сломал рёбра, играя в футбол, какое-то время сидел дома, не мог ни вздохнуть, ни посмеяться, ни кашлянуть. И увидел, что секундная стрелка - это очень много. Тем более к тому времени уже появились компьютерные программы, в которых по пику можно с точностью до каждой ноты определить, сколько нот ты сыграл. В секунду и минуту. Всё было сделано буквально за 2-3 дня.

Вовсе не думал, что это будет иметь такой отклик, и сейчас мне не нравится, когда к этому приковано очень много внимания, когда все говорят о том, что я быстро играю.

Нет! Самое главное в моём концерте - музыка. Но почему-то все говорят о том, что руки были застрахованы, рекорд Гиннеса и всё. Поверьте, это маленькие факты, говорящие о профессионализме. Естественно, я должен играть быстро, если играю Паганини. Но не в этом самое главное, секрет. А в том, что несколько нот сыграть так, чтобы они тронули всех. Самый главный критерий.

Вчера на ТВ гневные женщины превращались в прекрасных, вдохновили и вдохновляли мужчин. Делали их умнее, направляли. Получилась совершенно не скандальная программа. Даже не знаю - покажут её или нет. Получилась программа любви, объединённая лирической серенадой Шуберта в конце. Естественно, с моей импровизацией, как и везде дописываю, адаптирую классику, пропускаю через себя и поэтому выступаю часто в соавторстве. Иногда не меняю, но в основном - в соавторстве.

Но это до меня делали многие - Щедрин в сюите Бизе "Кармен", в XIX веке Марчелло при исполнении даже Иоганна Себастьяна Баха, обрабатывая их, пропуская через себя. Композиторы считали это хорошим тоном. Проводились даже большие конкурсы. Это подтверждение тому, что имею право это делать.

вверх

   Евгений Гаврилов: - Виктор Иванович, почему был выбран именно "Полёт шмеля", а не какое-либо считающееся шедевром техники произведение того же Николо Паганини?
   Виктор Зинчук: - Я понял, что можно сыграть "Полёт" этим темпингом, приёмом. А улучшение рекорда было связано вот с чем. Филиал рекордов Гиннеса - хорошо, но я в России же живу. Это наш композитор, русский и техническое произведение. И вот у Турчинского есть шоу российских рекордов. И потом я зарегистрировал. Оказалось, что когда выступаю, то многие просят исполнять "Полёт" на концерте. И стал играть его ещё быстрее. Это тест. Шутка. Не думал об этом. Сыграл и всё. Не придавал этому никогда значения, не думал, что будет иметь такой резонанс. И не доволен, что об этом все говорят.

Главное - музыка. Но если что - можем.

Никогда не делал секрета ни из чего, и очень приятно, что это на уровне игры. Ко мне подходят в разных городах мамы и благодарят: "Спасибо, Виктор, что у меня мой сын не пиво пьёт по подъёздам, а сидит и играет на гитаре. Стал больше интересоваться разными музыкальными направлениями, даже историей. И играет "Полёт шмеля". Вас ещё не может догнать, но спасибо вам за то, что вы этим заинтересовываете".

И в Интернете я никогда не делал из этого тайны, выкладывал "Полёт шмеля" ещё много лет назад "Guitars.ru", в гитарных изданиях. Делал табулатуры в своей "Видеошколе…" - пожалуйста. Никогда ни от кого не скрывал.

вверх

   Евгений Гаврилов: - Виктор Иванович, приходилось ли вам когда-либо выступать на сцене с классической гитарой, классическим репертуаром соло?
   Виктор Зинчук: - Да, это до того, как я закончил сначала университет культуры с красным дипломом. Но сначала закончил музыкально-педагогическое училище Октябрьской революции, которое объединили с Гнесинским, по классу классической гитары. На выпускных экзаменах играл концерты для гитары и оркестра.

Сейчас понимаю, какое образование нам дало государство. Обучение в музыкальных учебных заведениях очень дорого из-за того, что ты занимаешься один на один с педагогом. А время его стоит дорого. И сейчас по-хорошему приятно слышать, что все, начиная от Марка Нопфлера, Стива Вея и многих других музыкантов, не имели музыкального образования такого, как у нас. Это просто для них неосуществимо. Сами учились, друг у друга.

После того, как побывал в мастер-классе Стива Вея, понял, что подход там во многом упрощён. Классическое образование даёт большее. Возможность посмотреть на всё со стороны, проанализировать, объединить, зная разные культуры, разные теоретические системы и прочее. Они этим не обладают. Поэтому у меня и музыка такая разная. Могу сыграть и "Вокализ" Рахманинова и что-то современное. И всё получается. Это всё - образование.

Обучение в музыкальном училище - специфическое дело. У нас считалось, что тебе повезло, когда забирали с уроков. Приходили и спрашивали: "Кто пойдёт выступать там-то?" И все отпрашивались, срывались. Знаете же мальчишек и девчонок. Чтобы не учиться, все уезжали на концерт. Даже в Бутырской тюрьме в пересыльном пункте мы как-то выступали. На акустической гитаре мы играли то, чему учились - классические произведения. И потом, помню, выступал в Донецке на фестивале "Хрустальные струны". Именно гитарным дуэтом мы играли свои собственные композиции на акустической гитаре в филармонии. Это где-то 1983-1984 годы. Играл и могу, но всё-таки интереснее то, чем занимаюсь сейчас.

вверх

   Евгений Гаврилов: - Вы сказали, что техника - не главное. Что отличает "холодного" гитариста-виртуоза от творческой личности - импровизатора?
   Виктор Зинчук: - Техника должна быть составляющей твоего арсенала. Багаж, который необходим, если ты выходишь на профессиональную сцену.

Отличает, во-первых, знание. Импровизация - это ещё одна большая наука, которую необходимо изучать. Ведь есть импровизации в стиле би-боп, хард-рок и т.д. Фразировка, соответствующая тому или иному стилю. Нужно погрузиться хорошо в этот стиль, изучить других импровизаторов. Все, например, начинают с того, что в джазе изучают фразировки Джо Пасса, Би Би Кинга, Чарли Паркера, Кол Трейна, Джоржа Бенсона, Пако де Лусия и многих других. Гитаристы подбирали сначала саксофонистов, как они импровизировали. А потом привносили это в свой стиль. Фразировка была с учётом специфики гитары. Это невероятно интересно, это наука. Это не просто выученный пассаж, который играется быстро-быстро в нисходящем и восходящем порядке.

А во-вторых, "холодное" и "горячее" исполнение - то, что дано от природы. Есть это, к сожалению, никуда от этого не денешься. Бывает так - дано человеку выступать. Этому невозможно научить. Нужно быть рожденным. Об этом говорил ещё Нейгауз. Что среди ста обученных пианистов существует два, максимум четыре в процентном отношении к тем, про кого итальянцы говорят "может проводить через себя". Доводить до слушателя свои впечатления, радость, страдания, раскрывать характер, т.е. гореть самому. Вибрировать настолько, чтобы сквозь атомы воздуха доходили до каждого и поднимали у них волосики на коже, вызывать мурашки, радостную дрожь, страдания, слёзы или бурный восторг. И это дано только 2-4 человекам.

Потом узнал, что психологи провели исследования и выяснили, что в процентном отношении в человечестве именно 2% из 100 настоящих святых, гениев, способных увлечь человечество, дающих великие открытия, максимальных в тех или иных проявлениях.

Так что Нейгауз был прав.

То же самое относится к гитаристам, да и к любым людям, выходящим на сцену. Дано ему - и всё. А если не дано: играют люди - человеку неинтересно, он просто стоит, но не "горит" и не может удержать внимание зала. Тогда он называется студийным музыкантом, работает на студии. Эта "экспрессия" слышна в дисках, которую можно сделать компрессором, фейдером, разнести по панораме, добавить дорогой хоп, и будет хорошая фонограмма. Но вот на сцене - нечто иное. Но есть немало студийных музыкантов.

Вчера мне пришло письмо от гитариста "Aссept". Он восхищён и хочет что-то такое сделать. Но мне интересно играть самому по себе. А все хотят дуэтом. Даже сейчас в очередной раз на программе ТВ получил отказ из-за того, чтобы если бы с кем-то сыграл, то тогда бы показали. А сам по себе я был им не самодостаточен. Чудовищное заблуждение, грустно, но ничего. Были когда-то "Мэри" с Пугачёвой, "От печали до радости" с Антоновым, но это ещё 80-90-е годы. А сейчас не хочется ни с кем. Столько удивительной музыки, которой надо привлечь внимание, исполнить, от которой так интересно, которую обожаешь и которую ни с кем не хочется играть. Самому хочется.

Я ещё из тех, которые пропагандируют гитару и её возможности. Везде играю и меня знают - заслуженный артист. Приглашают и есть возможность. Рад, что скоро выйдет на ТВ очередная программа, где сыграю "Лунную сонату" Бетховена, "Шутку" Баха в роковой обработке. Играю всё, что могу, и там, где порой нельзя.

Мы играем в новостных каких-то программах. Умудрились сыграть на студии, где всегда читают новости, она не приспособлена. Инструментальная музыка во всех прайм-таймовых программах - это грустно, трагично, великое заблуждение тех людей, которые являются музыкальными редакторами, часто без музыкального образования. Век непрофессионализма страшный!

Почему я это делаю? Много музыкантов не имеют возможности показать свою музыку и часто обижаются. Поэтому использую любую возможность. Хожу в какие-то ток-шоу с гитарой, чтобы просто музыка звучала.

Считается, что инструментальная музыка у нас никому не нужна. Нужны песни Витаса, Баскова и т.д. У меня сын из Интернета скачивает массу комтрешевых композиций. Сколько у нас музыкантов и людей, умеющих играть в разных интересных стилях, которых, к сожалению нет на ТВ. Есть великолепные группы, джазовые исполнители, много известных этнических музыкантов. Обожаю ирландскую музыку.

Вчера на съёмках программы мне женщина сказала: "Виктор, вы не думайте, что если кого-то передают по ТВ с утра до вечера, то этот человек любим народом и на его концерты кто-то ходит". Не будем о грустном, но, тем не менее, я пытаюсь везде сыграть. В "Аншлаге" с "Экс ВВ". Жалко, сейчас похоронили лидера это коллектива - Вадика. Кстати, в группе "Экс ВВ" играло много хороших гитаристов...

Из последних работ играю с группой "Экс ВВ" - весёлый мастер-класс, когда их учил играть. Они тренькали на гитарах, играли на банджо, и получилась тирольская вечеринка под Новый год - весёлое произведение. Кстати, произошла удивительная материализация: мы приехали в Мюнхен, проехали стадион мюнхенской "Баварии" и поехали в Австрию, в горы на тирольскую вечеринку, где выступали на Новый год.

вверх

   Евгений Гаврилов: Вы выступаете сегодня на сцене с лучшими своими учениками (например, Дмитрий Лобанов). Сколько их у вас?
   Виктор Зинчук: - Немного. Поэтому и выпустил мастер-класс. Наверное, их много… Знаю, что когда выходит очередной диск, его все подбирают и играют вместе с этой музыкой. Это приятно. Как-то видел программу, где рассказывали, как в Афганистане подорвался на мине солдат, наш военный. Главный герой сидел с гитарой и играл мою композицию "Полуночный танец благородного призрака" из "Амадеуса 46". Вот это показатель, что людям нравится.

Мне рассказывали разные истории, как две женщины уехали в Америку и им было там одиноко. Они закрылись в машине, набрали водки, напились и слушали всю ночь "Одинокий в ночи". Значит, музыка нравится. Да сам иногда слушаю со стороны (так никогда не переслушиваю себя - тяжело), когда перерыв в несколько месяцев, вдруг кажется это интересным - как будто бы не я это сыграл.

Могу сказать, что у меня много учеников. Дима - один из них. Это и все музыканты, с которыми играю - тоже своего рода ученики. Мы занимаемся фразировкой, ритмикой, сыгрыванием. Текучесть кадров - с одними позанимался, с другими. Но Дима верный. Мы постоянно выступаем с ним дуэтом.

вверх

   Евгений Гаврилов: - Виктор Иванович, что послужило отправной точкой для работы над "Видеошколой игры на гитаре Виктора Зинчука"?
   Виктор Зинчук: - Предложили сделать её - вот и всё. В планах на будущее создание гитарного центра, где преподавали бы гитару под моим чутким руководством. "Видеошкола…" - один из шагов к этому. Так сложились обстоятельства. Предложили Егору Титову записать футбольную видеошколу. Он как раз в это время был дисквалифицирован на год и с нами тренировался в команде "Старко".

Но Егор Титов не смог записать, а я - смог.

вверх

стр. 1, 2, 3
:: ПОДПИСКА
Хотите получать музыкальные новости? Подпишитесь на почтовую рассылку:
   :: Рекомендовано
ПроРок'ом
   :: О ГАЗЕТЕ
книга отзывов и предложений VIP - персон
   :: ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
помощь
help Словарь терминов